За последний год автомобильный рынок претерпел существенные изменения как в части структуры представленных марок и моделей, так и в части продаж новых и подержанных транспортных средств. Уход с рынка крупнейших автоконцернов и стремительная переориентация дилерских сетей на новых партнеров привели к формированию совершенно иной структуры продаж новых автомобилей. В образовавшиеся рыночные ниши начал поступать импорт машин из стран, которые не ограничивали свои операции с Россией. Главными бенефициарами изменившейся конъюнктуры стали компании из Китая, которые за последний год заполнили различные сегменты рынка предложением широкого спектра моделей. Однако в страховании каско в портфели страховщиков попадали не только новые автомобили: значительную долю сборов премии приносили транспортные средства более ранних годов выпуска, которые, собственно, и составляли ядро в продажах полисов многих страховых компаний.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в I квартале 2023 года было реализовано 153 477 единиц новых транспортных средств в сегменте легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 44,7% меньше показателя аналогичного периода прошлого года (277 332). Изменилась и структура продаж отдельных марок: в первой десятке автомобильных марок — шесть имеют китайское происхождение, при этом на первую десятку продаж приходится свыше 95% продаж вообще. Единственной компанией из «недружественных» стран, которой еще удается сохранять некоторое присутствие в списке лидеров, стала корейская KIA. Впрочем, ее продажи упали в 7,5 раза, а рыночная доля сократилась с 12,1% до 2,9%.
Рынок новых в I ’23* |
Продажи, шт. |
Доля марки |
|||
№ |
Марка |
I ’22 |
I ’23 |
I ’22 |
I ’23 |
1 |
Lada |
52 712 |
64 240 |
19,0% |
41,9% |
2 |
Chery |
6 225 |
18 927 |
2,2% |
12,3% |
3 |
Haval |
8 311 |
16 639 |
3,0% |
10,8% |
4 |
Geely |
5 543 |
12 673 |
2,0% |
8,3% |
5 |
ГАЗ комм. |
9 337 |
9 553 |
3,4% |
6,2% |
6 |
Exeed |
2 312 |
5 605 |
0,8% |
3,7% |
7 |
Omoda |
– |
5 605 |
0,0% |
3,7% |
8 |
УАЗ комм. |
5 215 |
5 315 |
1,9% |
3,5% |
9 |
Kia |
33 658 |
4 435 |
12,1% |
2,9% |
10 |
Changan |
1 277 |
3 036 |
0,5% |
2,0% |
Другие |
152 742 |
7 449 |
55,1% |
4,7% |
|
Все марки |
277 332 |
153 477 |
100,0% |
100,0% |
* Данные Ассоциации европейского бизнеса, https://aebrus.ru.
В то же время масштабы сделок купли-продажи подержанных автомобилей превышают продажи новых транспортных средств в 8,2 раза в натуральном выражении. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в I квартале 2023 года было продано 1 253 009 автомобилей с пробегом, что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 10%. Лидером этого рэнкинга были отечественные автомобили Lada с долей 22% в структуре продаж, но остальной объем приходился в основном на марки из «недружественных» стран. Среди иностранных транспортных средств с пробегом чаще других продавали Toyota (11,8%), при этом владельцы активно реализовывали и другие марки, среди которых Kia, Hyundai, Nissan, Volkswagen и пр.
№ |
Марка* |
март ’22 |
март ’23 |
Изм., % |
1-й кв. 2022 |
1-й кв. 2023 |
Изм., % |
1 |
Lada |
99 649 |
108 572 |
9,0 |
266 876 |
274 477 |
2,8 |
2 |
Toyota |
49 290 |
58 531 |
18,7 |
129 728 |
147 493 |
13,7 |
3 |
Kia |
22 776 |
28 038 |
23,1 |
59 727 |
70 657 |
18,3 |
4 |
Hyundai |
23 294 |
27 555 |
18,3 |
62 049 |
70 666 |
13,9 |
5 |
Nissan |
22 506 |
26 052 |
15,8 |
60 282 |
64 715 |
7,4 |
6 |
Volkswagen |
16 836 |
22 010 |
30,7 |
46 526 |
56 200 |
20,8 |
7 |
Chevrolet |
16 235 |
18 796 |
15,8 |
45 918 |
47 117 |
2,6 |
8 |
Ford |
13 389 |
17 615 |
31,6 |
37 901 |
44 447 |
17,3 |
9 |
Renault |
16 045 |
17 421 |
8,6 |
42 823 |
44 468 |
3,8 |
10 |
Honda |
12 342 |
17 277 |
40,0 |
32 726 |
42 647 |
30,3 |
Другие |
131 650 |
155 695 |
18,3 |
354 159 |
390 122 |
10,2 |
|
Всего по России |
424 012 |
497 562 |
17,3 |
1 138 715 |
1 253 009 |
10,0 |
* Данные аналитического агентства «Автостат», http://www.autostat.ru/.
Непосредственно структура продаж новых автомобилей и машин с пробегом также претерпела заметные изменения. Если в I квартале 2022 года доля новых автомобилей в общем количестве сделок купли-продажи составляла 20%, то в аналогичном периоде текущего года она сократилась почти в 2 раза — до 11%. В целом же общий объем сделок как с новыми, так и с подержанными автомобилями практически не изменился: в I квартале прошлого года он достигал 1,42 млн единиц, а в текущем — 1,41 млн, что меньше всего на 0,7%.
Необходимо отметить, что большинство автомобилей с пробегом были ранее произведены в России и формально не пополнят парк автомобилей в стране. Вместе с тем некоторая доля подержанных машин была впервые завезена в страну за последний год и добавилась к общему количеству автомобилей в парке. Кроме того, часть подержанных автомобилей прошла через несколько сделок купли-продажи, однако эти тонкости учета ТС не влияют на главное: каждая продажа транспортного средства, как нового, так и подержанного, открывает потенциальную возможность для страховщиков реализовать полис каско.
Нетрудно предположить, что большую часть премии по каско приносили рынку автомобили с пробегом. Общий же объем рынка страхования каско для транспортных средств всех возрастов, включая новые автомобили в I квартале 2023 года превысил 58 млрд рублей и в структуре портфеля страхового рынка России занимал долю, равную 11%. Динамика доли данного вида имеет некоторую сезонность: в начале года вес каско меньше, но постепенно подрастает к IV кварталу. В целом доля в I квартале текущего года практически такая же, как и в прошлом году: выглядит довольно органично для I квартала и не характеризуется ощутимым ростом или спадом.
На протяжении последних двух лет сборы премии демонстрировали выраженную сезонность: объем сборов рос от квартала к кварталу в течение года, однако выплаты возмещения показывали совсем другой рисунок поведения. Кривая выплат явным образом не реагировала на рост или спад сборов премии, а скорее медленно следовала тренду на повышение. В те периоды, когда сборы премии росли, снижался коэффициент выплат (соотношение выплат к сборам).
Между ростом сборов и ростом выплат естественным образом должен быть временной лаг, поскольку убытки распределены во времени после продажи полисов, однако кривая выплат возмещения не похожа по форме на кривую сборов — рост сборов не приводил к линейному увеличению выплат в моменте, скорее к плавному долгосрочному росту уровня выплат на рынке. В целом сборы премии в I квартале превысили 58 млрд рублей по новой методике расчета, а выплаты — 29 млрд рублей. Коэффициент выплат динамично менялся на протяжении последних двух лет и в I квартале 2023 года оказался на уровне, равном 0,5.
Количество договоров является в каком-то смысле опережающим индикатором для сборов премии. Этот показатель начинает расти или снижаться приблизительно на один квартал раньше, чем сборы премии, что в целом объяснимо: не все премии уплачиваются одномоментно, не каждая система учета в отдельной страховой компании способна обрабатывать данные о проданных полисах в режиме реального времени.
Кроме того, страховщики последовательно выводили продукты с меньшим страховым покрытием и более низкой стоимостью в ответ на сократившийся платежеспособный спрос, чтобы стимулировать к покупке большее количество клиентов. Так или иначе сборы премии, как и количество договоров в сегменте каско, росли на протяжении последних двух лет, несмотря на непростую макроэкономическую ситуацию. Так, количество договоров в I квартале 2023 года превысило 1,78 млн единиц, что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 43%.
Чтобы оценить относительные доли рынка и доли в выплатах каско ведущих страховых групп, Аналитический центр Банки.ру провел консолидацию данных ЦБ с учетом принадлежности различных страховых компаний отдельным финансовым холдингам. Вся информация собиралась исключительно на основе открытых источников и отражает оценку совокупных сборов премии и выплат возмещения в целом по группам компаний, входящих в одну структуру.
Учитывая тот факт, что не вся информация о собственниках компаний представлена в открытом доступе, а также то, что сделки по слиянию и поглощению на страховом рынке бывают весьма долгими и сложными, итоговые показатели могут содержать некоторые отклонения от тех цифр, которые страховые группы определяют для себя как базовые.
Основными игроками на рынке каско с долями более 5% в денежном выражении были страховые группы «Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», «АльфаСтрахование», «ВСК», «Согаз», «Ренессанс» и «Согласие». Совокупная доля рынка этих групп составляла почти 77% сборов премии в I квартале. Безусловным лидером рынка в этот период оставалась компания «Ингосстрах» с долей рынка 16,8%, в тройке лидеров также присутствовали «Ресо-Гарантия» (14%) и «АльфаСтрахование» (12,9%).
Похожим образом обстояли дела и с выплатами возмещения — структура выплат крупнейших страховых групп была похожа на аналогичную для сборов премии, за исключением нескольких игроков, чье место в рэнкинге по выплатам несколько отличается от положения в рэнкинге по сборам премии: например, «Согаз» занимал пятое место в рэнкинге по сборам, но седьмое место в рэнкинге по выплатам, а «Ренессанс» расположился на шестом месте по сборам, при этом в рэнкинге выплат занимал уже пятое место. В то же время группа Сбербанк занимала десятое место в рэнкинге сборов премии, однако в рэнкинге выплат располагалась намного ниже — на 26-й позиции.
Подводя итоги, можно отметить следующее:
- Объем рынка страхования автомобильного каско составлял в I квартале 2023 года величину, равную 58,4 млрд рублей, а выплаты возмещения достигли 29,4 млрд рублей.
- Отношение выплат к сборам на рынке каско в I квартале 2023 года составляло 0,5.
- Продажи новых автомобилей в рассматриваемом периоде сократились на 44,7% — с 277 тыс. до 153 тыс. единиц, по данным Ассоциации европейского бизнеса.
- Сделки по продаже подержанных автомобилей, как уже присутствующих в парке страны, так и ввезенных из-за рубежа, составили 1 253 тыс. единиц за I квартал текущего года.
- На продажи новых машин приходилось только около 11% сделок купли-продажи автомобилей в I квартале 2023 года
- В структуре продаж новых транспортных средств велика доля китайских марок, которые активно замещали автомобили производителей, ранее занимавших доминирующее положение на российском рынке.
- Доля премий каско в портфеле рынка страхования остается стабильной — в I квартале на этот вид приходилось 11% сборов премии.
- Сборы премии каско на протяжении последних двух лет заметно росли, демонстрируя выраженную сезонность.
- Выплаты возмещения росли медленнее и более плавно.
- Количество договоров также росло относительно сборов премии, вероятно опережающими темпами. Этот эффект может быть связан с рассрочкой премии для некоторых клиентов, особенностями учета проданных полисов и выводом продуктов с меньшим страховым покрытием / более низкой стоимостью.
- В пятерку крупнейших страховых групп по данному виду страхования попали «Ингосстрах» (16,8%), «Ресо-Гарантия» (14,0%), «АльфаСтрахование» (12,9%), «ВСК» (10,5%) и «Согаз» (8,3%) с совокупной долей 63% сборов премии.
- В целом мы ожидаем рост сборов премии каско на величину более 15% по итогам года на фоне сигналов о восстановлении автомобильного рынка.