Исследование Банки.ру: что происходило на рынке каско в I квартале 2023 года

За последний год автомобильный рынок претерпел существенные изменения как в части структуры представленных марок и моделей, так и в части продаж новых и подержанных транспортных средств. Уход с рынка крупнейших автоконцернов и стремительная переориентация дилерских сетей на новых партнеров привели к формированию совершенно иной структуры продаж новых автомобилей. В образовавшиеся рыночные ниши начал поступать импорт машин из стран, которые не ограничивали свои операции с Россией. Главными бенефициарами изменившейся конъюнктуры стали компании из Китая, которые за последний год заполнили различные сегменты рынка предложением широкого спектра моделей. Однако в страховании каско в портфели страховщиков попадали не только новые автомобили: значительную долю сборов премии приносили транспортные средства более ранних годов выпуска, которые, собственно, и составляли ядро в продажах полисов многих страховых компаний.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в I квартале 2023 года было реализовано 153 477 единиц новых транспортных средств в сегменте легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 44,7% меньше показателя аналогичного периода прошлого года (277 332). Изменилась и структура продаж отдельных марок: в первой десятке автомобильных марок — шесть имеют китайское происхождение, при этом на первую десятку продаж приходится свыше 95% продаж вообще. Единственной компанией из «недружественных» стран, которой еще удается сохранять некоторое присутствие в списке лидеров, стала корейская KIA. Впрочем, ее продажи упали в 7,5 раза, а рыночная доля сократилась с 12,1% до 2,9%.

Рынок новых в I ’23*

Продажи, шт.

Доля марки

Марка

I ’22

I ’23

I ’22

I ’23

1

Lada

52 712

64 240

19,0%

41,9%

2

Chery

6 225

18 927

2,2%

12,3%

3

Haval

8 311

16 639

3,0%

10,8%

4

Geely

5 543

12 673

2,0%

8,3%

5

ГАЗ комм.

9 337

9 553

3,4%

6,2%

6

Exeed

2 312

5 605

0,8%

3,7%

7

Omoda

5 605

0,0%

3,7%

8

УАЗ комм.

5 215

5 315

1,9%

3,5%

9

Kia

33 658

4 435

12,1%

2,9%

10

Changan

1 277

3 036

0,5%

2,0%

Другие

152 742

7 449

55,1%

4,7%

Все марки

277 332

153 477

100,0%

100,0%

* Данные Ассоциации европейского бизнеса, https://aebrus.ru.

В то же время масштабы сделок купли-продажи подержанных автомобилей превышают продажи новых транспортных средств в 8,2 раза в натуральном выражении. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в I квартале 2023 года было продано 1 253 009 автомобилей с пробегом, что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 10%. Лидером этого рэнкинга были отечественные автомобили Lada с долей 22% в структуре продаж, но остальной объем приходился в основном на марки из «недружественных» стран. Среди иностранных транспортных средств с пробегом чаще других продавали Toyota (11,8%), при этом владельцы активно реализовывали и другие марки, среди которых Kia, Hyundai, Nissan, Volkswagen и пр.

Читайте также:  Женщин реже вовремя лечат от инфарктов

Марка*

март ’22

март ’23

Изм., %

1-й кв. 2022

1-й кв. 2023

Изм., %

1

Lada

99 649

108 572

9,0

266 876

274 477

2,8

2

Toyota

49 290

58 531

18,7

129 728

147 493

13,7

3

Kia

22 776

28 038

23,1

59 727

70 657

18,3

4

Hyundai

23 294

27 555

18,3

62 049

70 666

13,9

5

Nissan

22 506

26 052

15,8

60 282

64 715

7,4

6

Volkswagen

16 836

22 010

30,7

46 526

56 200

20,8

7

Chevrolet

16 235

18 796

15,8

45 918

47 117

2,6

8

Ford

13 389

17 615

31,6

37 901

44 447

17,3

9

Renault

16 045

17 421

8,6

42 823

44 468

3,8

10

Honda

12 342

17 277

40,0

32 726

42 647

30,3

Другие

131 650

155 695

18,3

354 159

390 122

10,2

Всего по России

424 012

497 562

17,3

1 138 715

1 253 009

10,0

* Данные аналитического агентства «Автостат», http://www.autostat.ru/.

Непосредственно структура продаж новых автомобилей и машин с пробегом также претерпела заметные изменения. Если в I квартале 2022 года доля новых автомобилей в общем количестве сделок купли-продажи составляла 20%, то в аналогичном периоде текущего года она сократилась почти в 2 раза — до 11%. В целом же общий объем сделок как с новыми, так и с подержанными автомобилями практически не изменился: в I квартале прошлого года он достигал 1,42 млн единиц, а в текущем — 1,41 млн, что меньше всего на 0,7%.

Необходимо отметить, что большинство автомобилей с пробегом были ранее произведены в России и формально не пополнят парк автомобилей в стране. Вместе с тем некоторая доля подержанных машин была впервые завезена в страну за последний год и добавилась к общему количеству автомобилей в парке. Кроме того, часть подержанных автомобилей прошла через несколько сделок купли-продажи, однако эти тонкости учета ТС не влияют на главное: каждая продажа транспортного средства, как нового, так и подержанного, открывает потенциальную возможность для страховщиков реализовать полис каско.

Нетрудно предположить, что большую часть премии по каско приносили рынку автомобили с пробегом. Общий же объем рынка страхования каско для транспортных средств всех возрастов, включая новые автомобили в I квартале 2023 года превысил 58 млрд рублей и в структуре портфеля страхового рынка России занимал долю, равную 11%. Динамика доли данного вида имеет некоторую сезонность: в начале года вес каско меньше, но постепенно подрастает к IV кварталу. В целом доля в I квартале текущего года практически такая же, как и в прошлом году: выглядит довольно органично для I квартала и не характеризуется ощутимым ростом или спадом.

Читайте также:  Победителями Уимблдона в миксте второй год подряд стали Скупски и Кравчик :: Теннис :: РБК Спорт

На протяжении последних двух лет сборы премии демонстрировали выраженную сезонность: объем сборов рос от квартала к кварталу в течение года, однако выплаты возмещения показывали совсем другой рисунок поведения. Кривая выплат явным образом не реагировала на рост или спад сборов премии, а скорее медленно следовала тренду на повышение. В те периоды, когда сборы премии росли, снижался коэффициент выплат (соотношение выплат к сборам).

Между ростом сборов и ростом выплат естественным образом должен быть временной лаг, поскольку убытки распределены во времени после продажи полисов, однако кривая выплат возмещения не похожа по форме на кривую сборов — рост сборов не приводил к линейному увеличению выплат в моменте, скорее к плавному долгосрочному росту уровня выплат на рынке. В целом сборы премии в I квартале превысили 58 млрд рублей по новой методике расчета, а выплаты — 29 млрд рублей. Коэффициент выплат динамично менялся на протяжении последних двух лет и в I квартале 2023 года оказался на уровне, равном 0,5.

Количество договоров является в каком-то смысле опережающим индикатором для сборов премии. Этот показатель начинает расти или снижаться приблизительно на один квартал раньше, чем сборы премии, что в целом объяснимо: не все премии уплачиваются одномоментно, не каждая система учета в отдельной страховой компании способна обрабатывать данные о проданных полисах в режиме реального времени.

Кроме того, страховщики последовательно выводили продукты с меньшим страховым покрытием и более низкой стоимостью в ответ на сократившийся платежеспособный спрос, чтобы стимулировать к покупке большее количество клиентов. Так или иначе сборы премии, как и количество договоров в сегменте каско, росли на протяжении последних двух лет, несмотря на непростую макроэкономическую ситуацию. Так, количество договоров в I квартале 2023 года превысило 1,78 млн единиц, что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 43%.

Чтобы оценить относительные доли рынка и доли в выплатах каско ведущих страховых групп, Аналитический центр Банки.ру провел консолидацию данных ЦБ с учетом принадлежности различных страховых компаний отдельным финансовым холдингам. Вся информация собиралась исключительно на основе открытых источников и отражает оценку совокупных сборов премии и выплат возмещения в целом по группам компаний, входящих в одну структуру.

Учитывая тот факт, что не вся информация о собственниках компаний представлена в открытом доступе, а также то, что сделки по слиянию и поглощению на страховом рынке бывают весьма долгими и сложными, итоговые показатели могут содержать некоторые отклонения от тех цифр, которые страховые группы определяют для себя как базовые.

Основными игроками на рынке каско с долями более 5% в денежном выражении были страховые группы «Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», «АльфаСтрахование», «ВСК», «Согаз», «Ренессанс» и «Согласие». Совокупная доля рынка этих групп составляла почти 77% сборов премии в I квартале. Безусловным лидером рынка в этот период оставалась компания «Ингосстрах» с долей рынка 16,8%, в тройке лидеров также присутствовали «Ресо-Гарантия» (14%) и «АльфаСтрахование» (12,9%).

Читайте также:  Тренды в дизайне интерьеров — 2023

Похожим образом обстояли дела и с выплатами возмещения — структура выплат крупнейших страховых групп была похожа на аналогичную для сборов премии, за исключением нескольких игроков, чье место в рэнкинге по выплатам несколько отличается от положения в рэнкинге по сборам премии: например, «Согаз» занимал пятое место в рэнкинге по сборам, но седьмое место в рэнкинге по выплатам, а «Ренессанс» расположился на шестом месте по сборам, при этом в рэнкинге выплат занимал уже пятое место. В то же время группа Сбербанк занимала десятое место в рэнкинге сборов премии, однако в рэнкинге выплат располагалась намного ниже — на 26-й позиции.

Подводя итоги, можно отметить следующее:

  • Объем рынка страхования автомобильного каско составлял в I квартале 2023 года величину, равную 58,4 млрд рублей, а выплаты возмещения достигли 29,4 млрд рублей.
  • Отношение выплат к сборам на рынке каско в I квартале 2023 года составляло 0,5.
  • Продажи новых автомобилей в рассматриваемом периоде сократились на 44,7% — с 277 тыс. до 153 тыс. единиц, по данным Ассоциации европейского бизнеса.
  • Сделки по продаже подержанных автомобилей, как уже присутствующих в парке страны, так и ввезенных из-за рубежа, составили 1 253 тыс. единиц за I квартал текущего года.
  • На продажи новых машин приходилось только около 11% сделок купли-продажи автомобилей в I квартале 2023 года
  • В структуре продаж новых транспортных средств велика доля китайских марок, которые активно замещали автомобили производителей, ранее занимавших доминирующее положение на российском рынке.
  • Доля премий каско в портфеле рынка страхования остается стабильной — в I квартале на этот вид приходилось 11% сборов премии.
  • Сборы премии каско на протяжении последних двух лет заметно росли, демонстрируя выраженную сезонность.
  • Выплаты возмещения росли медленнее и более плавно.
  • Количество договоров также росло относительно сборов премии, вероятно опережающими темпами. Этот эффект может быть связан с рассрочкой премии для некоторых клиентов, особенностями учета проданных полисов и выводом продуктов с меньшим страховым покрытием / более низкой стоимостью.
  • В пятерку крупнейших страховых групп по данному виду страхования попали «Ингосстрах» (16,8%), «Ресо-Гарантия» (14,0%), «АльфаСтрахование» (12,9%), «ВСК» (10,5%) и «Согаз» (8,3%) с совокупной долей 63% сборов премии.
  • В целом мы ожидаем рост сборов премии каско на величину более 15% по итогам года на фоне сигналов о восстановлении автомобильного рынка.
Предыдущая запись Ожог борщевиком: в чем опасность и как защититься
Следующая запись Подписка на оплату долга: как работают рекуррентные платежи для МФО