По данным Всемирной организации здравоохранения, различные родовые травмы случаются у 8-11% новорожденных, а микроповреждения, которые сложно выявить у новорожденного, получают до 75% малышей. А число абсолютно здоровых детей, по данным Роспотребнадзора, не превышает 12%. Чтобы разобраться в деталях, как выявить психологические и физические отклонения в развитии ребенка, и своевременно скорректировать этот процесс, мы пригласили кандидата медицинских наук, главного врача Клинического комплекса Александр Юрьевич Шишонин.
Александр Юрьевич, сейчас очень часто звучит пугающая статистика о росте хронических заболеваний среди детей, в чем причинах роста?
А.Ю. Причина в росте не выявленных, то есть скрытых родовых травмах. Медицинские и другие источники публикуют шокирующую статистику, это говорит о том, что проблема действительно стоит остро. Ведь питание мозга у ребенка крайне важна для его полноценного развития. Первый эту теорию выдвинул, а в последствии доказал на практике известнейший детский врач, основатель кафедры детской неврологии Александр Юрьевич Ратнер. На кафедре Ратнера лечили детей с натальными травмами центральной нервной системы разной степени тяжести… Дело в том, что у ребёнка главенствующую роль в развитии центральной нервной системы играет кровоснабжение ствола головного мозга, который управляет развитием всего тела. То есть общее физическое и умственное развитие ребенка напрямую зависит от того, насколько качественно кровоснабжается ствол головного мозга. Его роль видна даже по самому ребёнку – у младенцев огромный затылок. И как раз там, в задней черепной ямке, находится ствол мозга, который у взрослого человека управляет всеми процессами жизнедеятельности, а у ребёнка является «пускателем» процессов развития. И любые, даже самые маленькие нарушения кровотока в стволе головного мозга ведут к нарушениям развития разной степени тяжести.
Нарушение питания мозга из-за скрытых родовых травм ведет не только к задержкам в развитии ребенка, таким как задержки моторного, речевого, психического развития, плоскостопию, но и гипертонии и диабету 2 типа. Дело в том, что, если мозгу не хватает кислорода и питания, он повышает давление и уровень сахара в крови, чтобы хоть так донести до мозга нужное. Для этого он перестраивает работу печени и поджелудочной, что ведёт к избыточному весу, раннему диабету и дискинезии желчевыводящих путей.
А как самостоятельно выявить скрытую родовую травму?
А.Ю. У ребенка большинство выявляемых симптомов связано именно с мозжечком, потому что это главный регулятор, который следит за развитием тела еще с внутриутробной поры, как мы знаем. За функционирование всего метаболического котла отвечает расположенная рядом с мозжечком гипофизарная ось – гипоталамус и гипофиз. За зрение отвечает зрительный центр, также расположенный рядом с мозжечком, он получает информацию от зрительных органов, которая сначала поступает именно в мозжечок, там первично обрабатывается, затем передается на вторичную обработку в зрительный центр, а тот уже перебрасывает ее в кору. Мозжечок – это центр внутреннего мира ребенка. Недостаточное питание приводит к нарушениям.
В общем, запомните:
- – головку ребенок должен начать держать в два–три месяца;
- – сидеть должен в шесть месяцев;
- – ходить и говорить первые слова должен в год, не позже, а лучше раньше, в 10–11 месяцев.
Нет этого? Бейте тревогу!
Также необходимо обратить внимание если есть «пятна аиста», это бордовые или малиновые пятна на затылке младенца, точнее, на переходе между затылком и шеей. К ним уже так привыкли, что считают почти за норму. А ведь это подкожное кровоизлияние – признак родовой травмы! Если в результате небольшого смещения позвонков слегка пережаты позвоночные артерии, кровь пытается пройти к мозгу обходными путями – через глубокую артерию шеи (вызывая те самые «пятна аиста» в результате деформации подкожных сосудов), а также по сонным артериям, которые питают кору головного мозга. Вследствие этого кора перенасыщается кислородом, и ребёнок становится гипервозбудимым. То есть гипервозбудимость – ещё один признак натальной травмы, которую надо устранять…
Подытожу сказанное, необходимо обратить внимание – сон, аппетит, вовремя ли пошёл, вовремя ли начал говорить… Тут нет у медицины чётких критериев, если в год не пошёл, – бить тревогу или нет? Ни один невролог тревогу не забьёт. Скажут: ничего страшного, бывают разные варианты. А не должно быть никаких вариантов! В год не пошёл – плохо! Ходить начал позже? Отставание! Не говорит в два года предложениями? Отставание! И не слушайте «успокоителей», которые убеждают: ничего страшного, заговорит! Да, заговорит. Но когда? И в какие проблемы это выльется? Ведь если поздно заговорил, значит, поздно начал читать. Поздно начал читать – в школе не успевает. И так далее вплоть до взрослой жизни. В которой он тоже может «не успеть».
На что еще стоит обратить внимание родителям?
А.Ю. К сожалению, нет жесткой нормативной шкалы, как и что должен к какому сроку сделать ребенок. Все размылось, все считается нормой или вариантом нормы в этом политкорректном толерантном мире. А равно всё теперь можно назвать патологией из-за банального отсутствия клинического мышления и непривязки симптомов к тем органам, которые за эти симптомы и функции отвечают.
Серьезной проблемой является малоподвижный образ жизни и увлеченность компьютерными играми, гаджетами. Отсутствие движений приводит к ослаблению мышечного каркаса, избыточному весу, а это прямой путь к кислородному голоданию мозга в результате снижения кровотока по позвоночным артериям. Лень, быстрая утомляемость, плохая успеваемость – признаки плохого кровоснабжения ствола головного мозга, который регулирует работу тела.
На что обратить внимание родителей поговорили, объясните тогда, как это исправить.
А.Ю.: Самим, к сожалению, это не исправить, необходимо обращаться к высококлассному специалисту т.к. шея очень сложный отдел, с точки зрения анатомии. В нем много нервных центров, самый сложный мышечный корсет. Нет сложнее мышц, чем в шее. Так же речевой аппарат, мышцы, которые его контролируют, корень языка находятся, анатомически, в шее. Там же находится шейный отдел спинного мозга и это еще не все. В моей клинике, для начала, делается детальное УЗИ сосудов шеи, чтобы найти (и впоследствии устранить), где, в районе какого позвонка пережата артерия или нарушен венозный отток. Мы прописываем таким детям специализированный комплекс упражнений… Ну и работаем с шеей. Ни один ребёнок, я считаю, не рождается на свет с плохим мозгом. Задатки мозга чрезвычайно велики, и в тупых детей я не верю. Нормальный ребёнок должен нормально учиться. А лень, быстрая утомляемость – признаки плохого кровоснабжения ствола головного мозга, который регулирует работу тела. Я это знаю по своему многолетнему опыту, что будет дальше – ликвидируешь смещение, нормализуешь таким образом кровоток, и проблема уходит, организм постепенно нагоняет отставание, потому что командному центру дали жизненный ресурс – кислород и питательные вещества, приносимые с кровью.
Такой подход дает прекрасный клинический эффект! Главное, чтобы родители следили и чётко понимали, ради чего они это делают. Ради будущего своего ребёнка, в том числе будущего социального. Тем более, что сейчас каникулы и есть время заняться их здоровьем, и подготовиться к новому учебному году.
Адрес клиники: 117588, г. Москва, ул. Ясногорская, д. 5, эт. 3. Тел.: 8 (800) 555-76-81
www.shishonin.ru Часы работы: Пн.-пт: 9.00 – 21.00; сб: 9.00 – 18.00; вс: выходной.
ЛО-77-01-019609 от 13.02.2020 г.
Реклама. Kra244sr2
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ У СПЕЦИАЛИСТА. Читать MedikForum.ru в