​Что происходило на рынке ОСАГО в первом полугодии 2023 года: исследование Банки.ру

Объем рынка обязательного страхования автогражданской ответственности вырос при сравнении с аналогичным кварталом прошлого года на 26,5%, а при сравнении полугодий — на 28,8%. Однако в денежном выражении квартальные продажи полисов по этому виду с начала года движутся в горизонтальном коридоре значений, перемещаясь между верхней и нижней границами. Во многом это связано с тем, что эффект от повышения тарифов, произошедшего в сентябре прошлого года, практически исчерпан, а рынок продаж новых автомобилей восстанавливается не так быстро, как хотелось бы, что, в свою очередь, влияет на продажи ОСАГО для новых автомобилей. В целом объем сегмента страхования автогражданской ответственности оценивался во II квартале 2023 года в 83 млрд рублей, а за первое полугодие страховщики собрали 152 млрд рублей. В то же время коэффициент выплат в первом полугодии заметно снизился, что является свидетельством активных действий страховщиков, направленных на снижение убыточности. В новом исследовании Аналитического Центра Банки.ру эксперты изучили эти и другие моменты и разобрались в том, что происходило на рынке ОСАГО в первом полугодии 2023 года.

Сборы премии по виду на протяжении 2020 и 2021 годов оставались стабильными с поправкой на устоявшуюся сезонность и органический рост парка новых автомобилей в стране, однако уже в 2022 году появились новые вводные, среди которых —расширение регулятором тарифного коридора для данного вида, которое происходило дважды. Это не могло не сказаться на объемах собранной премии — сборы пошли вверх. Первое расширение коридора было введено в действие в январе, а второе, более масштабное, — в сентябре 2022 года. Соответственно, и премия по ОСАГО росла во всех кварталах прошлого года, но в текущем году высокие темпы роста вероятно будут только в I и II кварталах за счет эффекта низкой базы, а последующие кварталы едва ли покажут столь стремительное увеличение сборов.

Вместе с тем объемы выплат постепенно росли, хотя темпы роста оставались умеренными. Во II квартале 2023 года выплаты составили почти 39 млрд рублей, а в целом за полугодие они достигли 80 млрд рублей. Учитывая заметное увеличение курса основных валют, можно предположить, что стоимость ремонта автомобилей иностранными деталями также вырастет, что, в свою очередь, скажется на уровне выплат, которые постепенно будут увеличиваться.

Доля сборов премии ОСАГО в структуре рынка страхования постепенно росла начиная с I квартала 2021 года, и, вероятно, этот процесс продолжится или как минимум задержится на достигнутом уровне во втором полугодии 2023 года. Вместе с тем доля автогражданки в выплатах рынка снижалась в 2020–2021 годах, но с тех пор держится на стабильном уровне. В ретроспективе последних трех с половиной лет мы видели, что доли в сборах и выплатах рынка двигались навстречу друг другу: первая — росла, а вторая — сокращалась, причем доля в выплатах исторически всегда была выше. Однако во II квартале 2023 года они практически сошлись в одной точке — 16%.

Отношение сборов к выплатам (коэффициент выплат) для ОСАГО демонстрирует выраженную сезонность. Самые высокие выплаты на протяжении последних четырех лет наблюдались в I квартале, а самые низкие — в III квартале. Пик в начале года, возможно, связан как с повышенной зимней аварийностью, так и с тем, что страховые компании урегулируют убытки по спорным страховым случаям, накопившимся за предыдущий год. В текущем году сезонность показателя сохраняется, однако кривая коэффициента выплат 2023 года сместилась ниже типичных значений данного периода, что, вероятно, указывает на интенсивную работу рынка над снижением объема выплат.

Количество проданных полисов относительно стабильно и держится в определенном коридоре, а некоторая неравномерность объясняется сезонностью и медленным увеличением парка автомобилей в стране. В наблюдаемом периоде продажи во II и III кварталах оставались стабильно высокими, в то время как в I и IV кварталах потребители были менее активны — во многом из-за того, что на эти периоды приходятся самые холодные месяцы года и многие автовладельцы отказываются от вождения и покупки ОСАГО на этот период. В среднем количество полисов в рассматриваемом периоде находилось около отметки 10 млн единиц.

Средняя премия по ОСАГО тем временем оставалась относительно стабильной до того момента, когда были расширены границы тарифного коридора (начало 2022 года). Это и последующее, сентябрьское расширение границ привело к заметному росту премии в последующие периоды. Например, во II квартале 2022 года полис ОСАГО в среднем стоил 6,3 тыс. рублей, а в соответствующем периоде 2023 года цена выросла до 7,5 тыс. рублей (+19%).

Первое полугодие 2023 года

Страховая группа* Премии, млрд руб. Место Доля Выплаты, млрд руб. Место Доля
РЕСО 25,0 1 16,5% 11,1 3 13,9%
Ингосстрах 23,7 2 15,6% 13,8 1 17,3%
АльфаСтрахование 23,0 3 15,1% 11,1 2 13,9%
ВСК 15,9 4 10,5% 8,1 4 10,2%
Росгосстрах 11,5 5 7,6% 6,2 5 7,7%
СОГАЗ 7,3 6 4,8% 5,3 6 6,7%
Югория 6,9 7 4,6% 3,6 8 4,5%
Ренессанс 6,7 8 4,4% 3,9 7 4,9%
Тинькофф 6,3 9 4,2% 2,1 11 2,6%
Согласие 4,1 10 2,7% 2,4 10 3,1%
МАКС 3,6 11 2,4% 2,5 9 3,1%
ЭНЕРГОГАРАНТ 2,9 12 1,9% 1,2 13 1,5%
Астро-Волга 2,9 13 1,9% 1,5 12 1,9%
Сбербанк 2,4 14 1,6% 1,1 15 1,3%
Зетта 1,9 15 1,3% 0,8 16 1,0%
Другие 7,8 4,9% 5,1 6,4%
Итого 151,9 100,0% 79,8 100%

*Консолидация сборов и выплат произведена на основе открытых данных о принадлежности страховых компаний.

Чтобы оценить относительные доли рынка и доли в выплатах ведущих страховых групп, Аналитический Центр Банки.ру провел консолидацию данных ЦБ с учетом принадлежности различных страховых компаний отдельным финансовым холдингам. Вся информация собиралась исключительно на основе открытых источников и отражает оценку совокупных сборов премии и выплат возмещения в целом по группам компаний, входящих в одну структуру. Учитывая тот факт, что не вся информация о собственниках компаний представлена в открытом доступе, а также то, что сделки по слиянию и поглощению на страховом рынке бывают весьма долгими и сложными, итоговые показатели могут содержать некоторые отклонения от тех цифр, которые страховые группы определяют для себя как базовые.

В первом полугодии 2023 года лидирующие позиции на рынке ОСАГО занимала группа «РЕСО» — на нее приходилось 16,5% сборов премии по виду. Кроме того, в первую пятерку попадали такие страховые группы, как «Ингосстрах» (15,6%), «АльфаСтрахование» (15,1%), «ВСК» (10,5%) и «Росгосстрах» (7,6%). В совокупности на перечисленные компании приходилось более 65%, а на первую десятку основных игроков — почти 86% всех сборов премии по ОСАГО, при условии, что как таковые сборы по данному виду в первом полугодии присутствовали у 33 страховых групп на рынке.

Отношение выплат к сборам в первом полугодии для рынка в целом составляло 0,53. Среди рассматриваемых страховых групп только шесть игроков демонстрировали этот показатель выше среднего по рынку и только две компании при этом входили в пятерку лидеров по сборам премии — «Ингосстрах» (0,58) и «Росгосстрах» (0,54). Самый высокий показатель коэффициента выплат в топ-15 был у группы «СОГАЗ» (0,73), а самый низкий — у «Тинькофф» (0,33). В то же время уровень выплат небольших страховщиков за пределами рэнкинга оставался довольно высоким: в среднем он достигал 0,66. Таким образом, крупные страховые группы из «большой пятерки», как правило, выплачивали немного меньше, а игроки второго порядка — несколько больше среднего по рынку.

Средняя премия по рынку ОСАГО в целом в первом полугодии составляла 7,76 тыс. рублей. Среди 15 крупнейших страховых групп более половины страховщиков демонстрировало среднюю премию выше этого уровня. Лидером по данному показателю была группа «Ренессанс» (9,4 тыс. рублей), а самая низкая средняя премия была у компании «Астро-Волга» (3,4 тыс. рублей). В «большой пятерке» страховщиков четыре игрока демонстрировали среднюю премию выше рыночного уровня: «АльфаСтрахование» (7,83 тыс. рублей), «ВСК» (8,0 тыс. рублей), «РЕСО» (9,0 тыс. рублей) и «Ингосстрах» (9,2 тыс. рублей). Таким образом, крупнейшие страховые группы получают с полиса ОСАГО в среднем несколько больше премии, чем компании второго эшелона.

Подводя итоги, можно отметить следующее:

  • Объем рынка страхования автогражданской ответственности оценивался во II квартале 2023 года в 83 млрд рублей, а за первое полугодие страховщики собрали 152 млрд рублей.
  • Во II квартале 2023 года выплаты составили почти 39 млрд рублей, а в целом за полугодие они достигли 80 млрд рублей.
  • Доли в сборах и выплатах рынка ОСАГО во II квартале 2023 года практически сошлись в одной точке — 16%, причем доля в выплатах исторически всегда была выше.
  • Отношение сборов к выплатам (коэффициент выплат) для ОСАГО демонстрирует выраженную сезонность. Самые высокие выплаты на протяжении последних четырех лет наблюдались в I квартале, а самые низкие — в III квартале.
  • Количество проданных полисов относительно стабильно, а рост средней премии несколько замедлился.
  • В первом полугодии 2023 года лидирующие позиции на рынке ОСАГО занимала группа «РЕСО» — на нее приходилось 16,5% сборов премии по виду.
  • Лидером по выплатам была группа «Ингосстрах», чьи выплаты составляли 17,3% выплат рынка по ОСАГО.
  • На первую пятерку страховых групп приходилось более 65% собранной премии и 63% выплат возмещения рынка ОСАГО.
  • Во II квартале 2022 года средний полис ОСАГО стоил 6,3 тыс. рублей, а в соответствующем периоде 2023 года цена выросла до 7,5 тыс. рублей (+19%).
  • Отношение выплат к сборам в первом полугодии для рынка в целом составляло 0,53.
  • Крупные страховые группы из «большой пятерки», как правило, выплачивали возмещение немного меньше, а игроки второго порядка — несколько больше среднего по рынку.
  • Крупнейшие страховые группы получают с одного полиса ОСАГО в среднем несколько больше премии, чем компании второго эшелона.

Страхование Осаго

Оформить ОСАГО на Банки.ру просто

  • 1

    Укажите данные авто и водителей

  • 2

    Сравните цены и выберите лучшее предложение

  • 3

    Оплатите и получите полис на email

Рассчитать ОСАГО

Предыдущая запись Как получить до 5000 рублей за покупку страховки на Банки.ру: подборка акций октября
Следующая запись Спрос на подержанные машины растет: какие ставки по автокредитам предлагают банки